Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 09.05.2024, 18:13

Сайт учителя начальных классов Кулешовой Татьяны Алексеевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Детей надо любить всем сердцем

и, чтобы их любить так, нужно

учиться у них, как следует проявлять

эту любовь. Каждый школьный день,

каждый урок должен быть осмыслен

 педагогом как подарок детям.

Ш.А. Амонашвили

«Здравствуйте, дети»


В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Начальное звено школы должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Одной из главных задач обучения является формирование учебной деятельности ребенка. Малыш переступает порог школы и становится…объектом обучения. Переход от ведущей ранее игровой деятельности к учебной – очень сложный период. Вот почему так важна роль учителя начальных классов. Можно ли представить сегодня педагога, который хотел бы плохо учить детей? Нельзя! Просто невозможно! К сожалению, остается еще обучение по принципу передачи знаний ребенку, передачи способов действий. В общепринятой методике ученики выполняют много самостоятельных заданий, которые часто носят репродуктивный характер. Дети в такой ситуации теряют интерес к обучению уже на начальном этапе.

Дидактическим стержнем урока должна быть деятельность самих ребят. Она побуждает к проявлению самостоятельной мысли, своих собственных суждений.

Понять, что при определенных условиях возможен иной ход усвоения знаний детьми, мне помогла дидактическая система обучения, разработанная под руководством академика Л.В. Занкова. Принципы, заложенные в ней, близки и понятны мне: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процессов учения, работа над развитием всех учащихся, деловые, доброжелательные отношения между детьми и учителем. Все это позволяет строить учебный процесс на уважении личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям.

В обучении, направленном на развитие, человек формируется не в ходе получения готовых знаний, а в результате собственной деятельности. Ход познания идет от ученика. Например, закончено изучение таблицы умножения. На одном из уроков, решая примеры, ребята сталкиваются с таким выражением: 23∙4. Возникает проблема. Учитель предлагает подумать. Включается исследовательская деятельность. Высказываются несколько вариантов решения, которые записываются на доске. Разные мнения обсуждаются, и под руководством учителя выводится алгоритм решения.

Построение процесса обучения, ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально меняет позицию ученика. Он сам играет роль творца. На таких уроках ребята являются соавторами. Здесь включается не только умственная деятельность, но и эмоциональная сфера. Когда эмоции вызывают не только отметки, но и сам процесс познания, – это высокий уровень организации обучения.

Стараюсь вызывать на своих уроках удивление, зная, что удивление у малыша – шаг к новому, неизведанному, а значит, к мышлению. Интересно проходят уроки математики по программе развивающего обучения, созданной доктором физико-математических наук Людмилой Георгиевной Петерсон. Каждое занятие вызывает большой интерес у школьников, желание открывать новое. Считаю, что здесь полностью осуществляется проблемно-развивающая технология: формируются критическое мышление учащихся, навыки активного речевого общения, положительные эмоции. Надо сказать, что обучение идет на повышенном уровне трудности. Это правильно, так как ребенок должен прилагать определенные усилия, чтобы достичь какого-либо результата. Повышенный уровень – не значит недоступный. Преодоление доступных трудностей вызывает у ученика духовный подъем, укрепляет веру в свои силы, раскрывает его творческий потенциал. Мои ребята, решив сложное задание, радуются гораздо больше, чем при решении легкого.

Обучение по развивающим программам, применение новых педагогических технологий позволяют к концу начальной школы сформировать на высоком уровне основные компоненты учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль, самоконтроль, оценку и самооценку.

Уроки составляют основу школьного дня. Статус ученика как объекта или субъекта зависит от того, насколько учитель продумывает организацию занятий, деятельность ребенка. Если в процессе обучения ученик может рефлексивно реагировать, контролировать и объективно оценивать свои действия, то он становится свободным от создаваемых рамок, может генерировать учебную задачу, то есть поднимается до уровня целеполагающего субъекта.
Категория: Мои статьи | Добавил: Teacher (14.10.2012)
Просмотров: 684 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Единицы измерения
Яндекс карты
День в истории

Copyright MyCorp © 2024
SITEMAP